Как распознать мошенников?
Мошенники часто призывают к выполнению срочных действий: сообщить код из СМС или личные данные. Торопят и угрожают, что за ваш отказ вы будет нести уголовную или административную ответственность в соответствии с УК РФ. Могут предоставлять вам фотографии поддельных удостоверений и документов, утверждая, что они именно те, за кого себя выдают.
В этой памятке мы расскажем о самых распространенных сейчас сценариях мошенничества.
Звонки от сотрудников оператора связи
Телефонные мошенники от имени сотрудников операторов связи могут позвонить с целью, якобы:
• продлить договор обслуживания по причине окончания срока действия сим-карты или договора;
• перезаключить или заключить новый договор обслуживания;
• переустановить приложение;
• обновить пакет услуг;
• сменить тарифный план и номер телефон и т.д.
Используя эти или подобные сценарии, жулики часто просят следовать их инструкциям, заходить в банковские приложения и совершать переводы, назвать код из СМС или, например, включить демонстрацию экрана телефона в мессенджерах, установить приложение. Таким образом, 3 лицо получает деньги или доступ к чужим банковским счетам.
Звонки от сотрудников Госуслуг
Злоумышленники сообщают о взломе личного кабинета в Госуслугах и оформлении мошенниками кредитов на имя клиента. При продолжении разговора могут перевести звонок якобы на сотрудника МВД, ФСБ, Следственного комитета или Центрального Банка России. Злоумышленник потребует включить трансляцию экрана телефона, перевести деньги на «безопасный счет» или «единый расчетный счет Центрального Банка России» или оформить кредитную карту для «деактивации, оформленных мошенниками, кредитов» или «спасения денег».
Покупка товаров и услуг
В преддверии новогодних праздников просим быть внимательными в выборе продавцов различных товаров и услуг:
- проверять как давно открыт аккаунт продавца и отзывы его клиентов;
- проверять корректность написания сайтов в адресной строке;
- сравнивать цену за товар у разных продавцов (слишком выгодное предложение должно насторожить);
- не вносить предоплату, если вы не уверенны в надежности поставщика услуги/товара;
- проверять качество и комплектность товара при его получении
Важные правила
1. Прервите звонок и обратитесь самостоятельно на горячую линию
При получении упомянутых и похожих подозрительных звонков прервите разговор и обратитесь самостоятельно на горячую линию банка, оператора связи или Госуслуг.
2. Никогда не сообщайте третьим лицам ваши данные
- логин и пароль для входа в онлайн-банк;
- реквизиты карты;
- номер счета;
- одноразовые коды из СМС или пушей;
паспортные и иные банковские данные.
3. Никогда не включайте демонстрацию (трансляцию) экрана по просьбе или требованию третьих лиц
Даже если звонящий представился сотрудником банка, Центрального Банка, Госуслуг
4. Не устанавливайте приложения по просьбе или требованию третьих лиц
Чаще всего это оказываются приложения удаленного доступа (например, TeamViewer, AnyDesk, Rust Desk, RuDesktop) или вирусы.
5. Не оформляйте кредитные продукты по принуждению или просьбе третьих лиц
Пожалуйста, не забывайте, что от конфиденциальности и безопасности ваших данных зависит безопасность ваших денежных средств.
Берегите себя и своих близких!